Курить или не курить на работе?..

С 1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона, как это отразится на работодателях? Можно ли полностью запретить курение в рабочее время и не будут ли при этом нарушены права курящих сотрудников?
СПРАВКА
Ограничение курения – международная тенденция. 24 апреля 2008 г. Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 г.
 
Подписав этот международный документ, Россия взяла на себя обязательства внести существенные изменения в действующее законодательство. И в целях исполнения этих обязательств 23 февраля 2013 г. был принят Федеральный закон № 15-ФЗ. Также возникла необходимость внесения соответствующих изменений в КоАП РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в части, запрещающей любую рекламу табака в СМИ и Интернете), в постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные акты.
Нововведения вступают в силу поэтапно, «рубежными» датами являются: 1 июня 2013 г., 1 января 2014 г., 1 июня 2014 г. и 1 июля 2017 г.
 
Пять нововведений Закона № 15-ФЗ
 
1.    Увеличение количества мест, где запрещено курение табака
2.    Изменение правил продажи табачной продукции
3.    Запрет на рекламу и продвижение табачных изделий, потребление и спонсорство табака, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности
4.    Принятие ценовых и налоговых мер для сокращения спроса на табачные изделия
5.    Введение государственного контроля за табачными компаниями в целях предотвращения незаконной торговли.
Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в прессе чаще именуемый «антитабачным», вызвал серьезную дискуссию в обществе. У вводимых государством мер есть как сторонники, так и противники. Но, как бы мы ни относились к курению, сейчас важно то, какие права и обязанности в рамках антитабачной кампании появились у работодателей. В частности, необходимо ответить на вопрос: может ли работодатель установить абсолютный запрет на курение на «своей» территории?
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ с 1 июня 2013 г. установлен запрет не только на курение на рабочих местах, но и в рабочих зонах, организованных в помещениях (для сравнения: ранее курение табака запрещалось только на рабочих местах).
Напомним, что рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
И поскольку речь в Законе № 15-ФЗ идет о запрете на курение в закрытых помещениях и зонах, получается, что курить, например, на своем рабочем месте или в рабочей зоне на открытой строительной площадке работник имеет право.
Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утративший силу 1 июня 2013 г., возлагал на работодателя обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения. Такое место должно быть помечено знаком «Место для курения», других требований к их оснащению пока не установлено. Затраты на оборудование курительного места организация могла включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Но это раньше. Теперь же, с 1 июня 2013 г., работодатели вправе запретить курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
В отношении юридических лиц прямо разрешено курение только на судах дальнего плавания в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции, но при условии наличия решения владельца судна или уполномоченного им на это лица. Обратите внимание: в Законе нет прямого запрета на оборудование специальных курительных мест в организациях!
Поэтому работодатель может (по своему усмотрению) на основании своих прав, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ:
–    (либо) оставить места для курящих работников в помещении;
–    (либо) ликвидировать такие места, установив полный запрет на курение табака в своих помещениях и на своей территории;
–    (либо) ликвидировать места для курения в своих помещениях, выделив при этом специальное место на своей территории (например, во дворе или на крыльце офиса).
 
В рамках программы запрета на курение работодатель может разрабатывать и утверждать новые локальные нормативные акты или вносить изменения в уже действующие, но делать это нужно только в соответствии с законодательством. Поэтому ни в коем случае нельзя включать в локальные акты следующие нормы:
1.    О включении вопросов об отношении к курению в анкету соискателя (стаже, количестве выкуриваемых сигарет и т.д.), за исключением случаев, когда такие анкеты предназначены для уже работающих сотрудников с целью выработки программы по борьбе с курением на рабочих местах;
2.    О наличии требования к кандидату «отсутствие табачной зависимости» при размещении вакансий;
3.    Об отказе кандидату на работу в заключении трудового договора по причине наличия табачной зависимости.
 
Подобные меры могут быть расценены как дискриминация по образу жизни, в то время как какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.  
Итак, скорее всего, отдельные работодатели воспользуются своим правом и введут очень жесткие меры в борьбе с курением, полностью запретив его в закрытых помещениях и на открытой территории, либо установят вход в курительную комнату по электронным пропускам, фиксирующим время перекуров. В то же время не исключено, что часть работодателей все-таки сохранит места для курения, а при размещении вакансий в графе «Условия работы» будет указывать в числе прочего «место для курения».
 
Что же касается непростого вопроса о том, не нарушают ли новые нормы федерального законодательства права курящих сотрудников, то здесь вслед за законодателями необходимо учитывать, что предлагаемые меры имеют благие цели: защиту прав некурящих, охрану здоровья населения, сокращение потребления табака и связанных с этим заболеваний и др. Работодатель, действуя в рамках Федерального закона, безусловно, такие права не нарушает.
 
РЕЗЮМЕ
С 1 июня 2013 г. работодатель вправе полностью запретить курение табака на территории организации. Вводится такой запрет приказом. Права курящих сотрудников при этом не нарушаются, так как подобные меры прямо предусмотрены Федеральным законом.
(С)


Вернутся к новостям
ПРОДУКЦИЯ
Услуги
Новости